Архитектурные стили

Данила Ахмедов
Руководитель проектов

Архитектурный стиль представляет собой совокупность разнообразных особенностей, черт и признаков художественных форм и синтеза искусств при создании тех или иных сооружений и зданий. Исторически сложилось более одного десятка разнообразных стилей, каждый из которых имеет свое место распространение и эпоху использования. Но далеко не всегда границы его возникновения, существования и исчезновения являются четкими и понятными. Это, как и некоторые другие факторы, вызвало в современном мире определенную проблему трактовки разнообразных стилистических особенностей и направлений.

Проблематика трактовки стилей современными архитекторами

Исторически сложилось так, что архитектурный стиль никогда не возникал сам по себе. Всегда он должен был основываться на некоторых уже существующих особенностях создания сооружений, привнося в них определенные изменения, – как существенные, так и не очень значительные. Именно поэтому между разными стилями можно найти общие и отличительные детали. Это в свою очередь сильно влияет на систематизацию архитектурных манер проектирования зданий.

Распространенность архитектурных стилей также далеко не всегда вносит ясность в трактовку их особенностей. Обусловлено это тем, что со времен Средневековья возможность передвижения отдельных архитекторов или групп строителей стала практически общедоступной

Большинство исторических архитектурных стилей являются общеевропейскими. Но при этом в каждом регионе или же стране существовали свои национальные направления. Они привносили определенные особенности в доминантный стиль создания зданий и сооружений. Вследствие этого в некоторых случаях довольно сложно осуществить дифференциацию.

В современном мире архитекторы не следуют в точности определенному историческому или региональному стилю. Все зависит от авторского видения здания, собственного прочтения окружающей архитектурной среды и творческих амбиций. Поэтому часто можно встретить эклектичные постмодернистские здания, смешение и взаимопроникновение стилистических решений. Например, в постмодернистском здании цитируется классика или элементы модерна. В этом случае скорее возникает особый авторский стиль, выражающий индивидуальный архитектурный почерк.

Рассмотрим основные архитектурные стили:

1. Античная архитектура.

Определяющую роль в формировании архитектурных стилей играет античная архитектура, которая включает наследие Древней Греции и Древнего Рима. Античная архитектура возникла на Средиземноморском побережье. Её красота и гармоничность восхищает даже в руинах. Не случайно она стала образцом для подражания в эпоху Возрождения, а позже послужила основой для развития европейского классицизма.

2. Архитектура Древней Греции.

В храмовой архитектуре Древней Греции сформировалась конструктивная стоечно-балочная система, получившая название ордерной системы от латинского ordo (порядок).

В ордерной системе различают два основных направления – дорический и ионический ордер. Дорический ордер еще называют «мужским» за его суровые монументальные формы. Примером дорического ордера служит храм Геры в Олимпии. Ионический ордер сравнивают с утонченностью женщин благодаря его легкости и изящности.

Греческие храмы представляли собой прямоугольное в плане здание. На одном или двух противоположных фасадах находились портики с рядом колонн. Строились и перистильные храмы, окруженные колоннами с четырех сторон. Самый известный из греческих храмов – Парфенон был окружен двумя рядами ионических колонн. В центре располагалась статуя Афины, в храм вели два входа с торцов.



3. Архитектура Древнего Рима

На архитектуру Древнего Рима оказало влияние наличие каменного туфа, пригодного для строительства, и военный дух империи. Римляне переняли древнегреческие архитектурные традиции. Новым было привнесение декартовой системы. В архитектуру и градостроительство. Возникли и новые архитектурные типологические единицы. Например, предназначенные для зрелищ амфитеатры, самым известным из которых является Колизей. Здание представляет собой гигантский эллипс, в центре которого расположена арена. Вокруг ступенями поднимаются места для зрителей. Снаружи Колизей разделен на четыре яруса и конструктивно представляет собой ордерную систему.


Архитектурные стили Средних веков

Двумя общепризнанными стилями Средневековья считается романика и готика. Они были распространены на весьма значительной части европейского континента. Прежде всего, это касается западных и южных стран. Северные и восточные государства того времени имели свои собственные региональные направления архитектуры.

Романика сформировалась в период с XI по XII столетие, наиболее существенно выразившиеся в постройках таких объектов, как монастыри, замки и церкви. Это было обусловлено повсеместными войнами и вооруженными конфликтами, требующими создания защиты, как для знати, так и для местных жителей. Романская архитектура имела целый ряд своих особенностей, таких как массивные толстые стены, маленькие дверные и оконные проемы, лаконичность отделки, наличие углубленных ступенчатых порталов и применение простых и лаконичных геометрических форм.


Романика повсеместно в большинстве стран Европы постепенно сменилась готикой. Но это произошло не одновременно в период с XII по конец XIII века. Определение данного перехода в некоторых регионах проследить довольно сложно. Обусловлено это тем, что многие постройки того времени могли сочетать в себе некоторых элементы обоих стилей. К тому же во всех государствах были свои национальные влияния на процесс возведения зданий. Именно поэтому некоторые романские монастырские храмы Великобритании довольно сильно схожи с ранними готическими соборами Франции. Поэтому в настоящее время проследить перенятие особенностей стилей Средневековья, их распространение или зарождение довольно сложно. Подчеркивается это еще и тем, что письменных свидетельств о зодчих того периода истории осталось крайне мало.


Архитектурные стили Нового времени:

В период Нового времени в разные времена сформировалось довольно большое количество стилей архитектуры, сумевших стать более распространенными, нежели романика и готика на всем европейском континенте.

Еще во времена Средневековья в Италии стали возрождаться традиции Древней Греции и Рима, которые воплотились в формировании нового стиля архитектуры – Ренессанса. Если на Пиренейском полуострове такое направление укрепилось довольно рано, то в другие страны Европы подобное возрождение давних традиций перешло только лишь в XV и даже XVI столетии. Ренессанс существенным образом отличался от стилей Средневековья, но в своем внешнем облике был максимально похож на архитектуру Древнего Рима. Сложная пропорциональная система готики кардинально сменилась упорядоченностью, симметрией, геометрией и правильному расположению всех элементов Возрождения. Многие памятники данной эпохи просто копировали традиции, созданные почти 1000 лет назад, и забытые на определенное время. Развитие архитектуры Ренессанса привело к изменениям в применении строительных техник и материалов. Это в свою очередь повлияло на обогащение архитектурной лексики.


Барокко стало первым стилем архитектуры, охватившим не только Европу, но и Америку. Данное направление было популярно с конца XVI до конца XVIII столетия. Истоки нового стиля зародились в Ренессансе, но искусствоведы и архитекторы их еще не ассоциируют непосредственно с барокко. Это касается, прежде всего, двора Бельведер, который создал Браманте. Его идеи подхватил Виньола, который сумел построить не очень масштабный, но уже совершенно новый в архитектурном плане объект – виллу Джулия. Именно в ней появились все будущие черты стиля. Длительное время после этого создавались, как чисто барокковые сооружения, так и здания, сочетающие в себе традиции обоих направлений архитектурной мысли. Именно это нередко вносит сложность в определении четкого стиля анализируемого объекта.


Одним из направлений развития барокко, которое сумело трансформироваться в собственный стиль, стало рококо. Его отличительные черты – это использование рокайля и картеля. Вследствие этого здания этого стиля легко отличить своей чрезмерной изысканностью и декоративностью, а также орнаментальному ритму и удобству интерьера. Несмотря на это, все же некоторые архитекторы в настоящее время считают, что выделять рококо в отдельный стиль не стоит, так как его можно определять, как одно из направлений барокко.


С XVII по XIX столетие в Европе и Америке господствовал такой художественный стиль, как классицизм. Он, как и Ренессанс, обращался к формам античного зодчества. Это было обусловлено тем, что в них архитекторы выдели гармоничность, простоту, строгость и монументальность. Именно поэтому в данном стиле вновь возродилась ордерная система, симметро-осевые композиции, регулярность и сдержанность декоративного убранства.


Таким образом, можно сказать, что между архитектурой Древней Греции, Ренессансом и классицизмом существует довольно много общих черт. Вместе с тем следующей ступенькой развития зодчества стал историзм (эклектика). Ее особенностью стало использование элементов всех предыдущих направлений искусства.

Существенный переворот в Новом времени сделал модерн (ар-нуво), возникший в конце XIX века. Он отказался от классических линий и углов в пользу декоративности. К тому же, как раз на данный период приходится повсеместное распространение новых материалов – железобетона, стекла и металла. Это позволило достичь новых возможностей, вследствие чего массово стали строиться не только жилые и гражданские здания, но и инженерные сооружения.


Архитектурные стили Новейшего времени:

В XX столетии рамки возникновения и исчезновения стилей практически исчезли. Они стали очень сильно размытыми из-за большого количества возможностей, распространенности информации, технического прогресса и смен общественного порядка в странах. В это время популярными были такие стили, как:

• модернизм;

• конструктивизм;

• постмодернизм;

• хай-тек;

• деконструктивизм.

Все вышеперечисленные стили имели массу разнообразных интерпретаций и направлений. Нередко некоторые из них могли исчезать и возрождаться в течение нескольких столетий. Многие здания начали в себе сочетать определенные элементы не с двух, а даже с трех или четырех направлений архитектурной мысли. Это внесло определенную сложность в трактовку тех или иных решений, воплощенных в одном объекте.

Модернизм включал в себя такие направления, как функционализм, конструктивизм, рационализм и «бау-хауз» Кроме них, некоторые теоретики интернациональный стиль, брутализм и органическую архитектуру также относят к модернистским течениям. Каждое из этих явлений зодчества имеет свои отличительные особенности, но вместе с тем у всех них есть определенная общая основа, на базе которой они появились. Основная черта следующего стиля, модернизма — это отказ от доминации функции, который привел к возврату применения элементов исторических направлений архитектуры.

Поздний модернизм начала 70-ых годов прошлого столетия дал начало хай-теку. Его характерными чертами стал прагматизм, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, использование структуры и конструкции в виде орнамента, полный отказ от историчности, а также монументальность.

Ярким представителем модернизма является Ле Корбюзье, автор знаменитой «Жилой единицы». Основные приметы стиля: здания, поднятые над землей на опорах, плоские эксплуатируемые кровли, обильно остекленные фасады (прозрачные здания), свободные планировки.


Вальтер Гропиус, основатель Баухауса, своим творчеством утверждал идею функционализма. Он считал, что внешний вид здания должен правдиво отражать его внутреннюю начинку. Яркими примерами архитектуры Гропиуса являются здание завода Фагус и жилой дом в Ганзафиртель.


Фрэнк Лойд Райт проповедовал идею органической архитектуры, слияние с природой и ландшафтом, использование природных материалов для внутренней отделки, которые как бы проникают внутрь дома извне. Все эти подходы демонстрирует знаменитый Дом над водопадом. Другим известным сооружением Райта является музей Гуггенхайма. Здание представляет собой гигантскую спираль, спускаясь по которой посетитель рассматривает произведения искусства.


Деконструктивизм появился в качестве одного из направлений модернизма еще в 20-ых годах прошлого века. Оформление его в виде самостоятельного стиля произошло спустя 60 лет. Для него характерна внешняя усложнённость облика здания и использование изломанных форм, что приводит к агрессивному вторжению объекта в городскую среду.

Яркий пример деконструктивизма – творчество Захи Хадид. Вдохновленная в юности русским авангардом, Заха Хадид создала экспрессивные футуристичные здания: Центр Гейдара Алиева в Баку, Центр водного спорта в Лондоне, Мост шейха Зайеда в Абу-Даби и многие другие. В своих шедеврах известная женщина-архитектор искажет перспективу, смело ломает линии, создавая острые углы, отдает предпочтение криволинейным очертаниям объектов.


В настоящее время не существует четкого распространенного архитектурного стиля. Некоторые теоретики архитектуры считают, что с начала XXI столетия стала развивать дигитальная архитектура. Она отрицает фрагменты и симметрию, ищет новые образы и формы, имеет эфемерную целостность и опирается на науку. Таким образом, проблематика трактовки стилей современными архитекторами обусловлена их неодновременным возникновением, повторением определенных элементов и способов проектирования в различных течениях, наличием большого количества направлений и разным подходом к процессу анализа объектов.

Современная архитектура многообразна по творческим подходам. Она отражает философию и творческие убеждения архитектора. Учитывая, что в архитектуру сегодня приходит новое поколение, связанное с цифровыми технологиями, можно сказать, что архитектура в своем многообразии отражает философию современного общества.

Поделиться:

Спасибо за заявку

Мы позвоним вам
в течение 20 минут!